В разгар лета, когда
наступает период Солнцеворота, Ярилу сменяет Купала – бог плодородия, летнего
урожая, лекарственных трав и благосостояния. Коротко владычество этого бога на
Земле: оно ограничено месяцем червнем (июлем), метко прозванным в народе макушкой
Лета. Во второй половине первого летнего месяца Солнце достигает полнейшего
проявления своих сил, после чего начинает готовиться в далекий зимний путь. С
каждым днем оно утрачивает свой живительный свет: дни начинают укорачиваться, а
ночи – удлиняться. Этот Солнцеворот – с Лета на Зиму – люди отмечают большим
Купальским праздником, приходящимся на 24 червня( 7 июля).
Прощаясь с Землей,
Купала наделяет природу в Иванову ночь( с 6 на 7 июля) могучей, таинственной,
волшебной силой. Недремлющая нечистая сила старается покрыть эту ночь ещё более
таинственным мраком, скрадывая на кануне Месяц и Звезды. Но люди, провожая
бога, давшего им хороший урожай, разжигают на открытых полях, по берегам рек,
на холмах, горных возвышениях костры, и волшебная ночь озаряется ярким светом
купальских огней, чье пламя олицетворяет знойное летнее Солнце.
Купальская ночь
полна всевозможных волшебств и таинств:
источники и реки превращаются в чудодейственные и целительные, подземные
сокровища оказываются снаружи и загораются пламенем, деревья и кусты движутся,
ведя между собой шумную беседу, нечистая сила собирается на лысых горах и
предается там неистовому разгулу.
Но главным героем
растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связывали предания о кладах.
Папоротник в эту ночь раскрывается сильным, огненно-красным, издали малиновым,
слегка мерцающим цветом и дает возможность нашедшему его угадывать будущее. За
сорвавшим цвет папоротника тут же начинает охотиться нечистая сила, пытаясь
убит сорвавшего и отнять цвет, и только
очень немногим удаётся скрыться от неё с цветом. Но только с цветком
папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов
день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились и
получить исполнение всех желаний.
Всю ночь, в которую
категорически запрещено спать, дабы не стать жертвой нечистой силы, вокруг
возжженных в навечерии костров, водятся весёлые хороводы. Молдые девки и парни
в праздничных нарядах, взявшись за руки, прыгают через очистительный огонь,
катают с гор горящее колесо, собирают целебные травы. Ведь роса, выпавшая в
Купальскую ночь, обладает наиболее живительными и целебными свойствами и
передаёт их полевым цветам и луговым травам. Люди умываются этой росой, чтобы
отогнать от себя злые немощи и недуги. Всем известно, что лекарственные травы
оказывают действительную помощь лишь в том случае, если они сорваны в
Купальскую ночь или на кануне Купальского дня, т.е. прежде, чем обсохнет на них
роса. Поэтому исстари ночь на Купалу почитается лучшим в году временем для
сбора целебных трав, цветов и кореньев.
На купальский день
Солнце играет, пляшет и мечется во все стороны. Но вот появляется небесная дева
– богиня Заря – и ведёт его по чистому Небу. В этот день люди хоронят
сделанного из соломы идола Купалы. Собравшись на берегу реки, они бросают в
воду чучело бога и, затянув прощальную песню, провожают его в дальний путь.
После всевозможных
торжеств можно было и отдохнуть, отдыхать следовало до Петрова дня(12 июля).
Период с 7 по 12 июля издавна был особо почитаем в народе, и являлся
своеобразными летними святками, днями Солнцеворота. |